ОПИСАНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В п.ЗАБЛУДШИХ

сборы инструкторов

август 1976г. ЦСС.

Печатается по информационному письму ЦСС разосланному по областным советам. В качестве учебнометодического материала.

Учебные спасательные работы проводились в соответствии с учебным планом семинара, силами 3-го отделения в составе 7 человек слушателей, инструктора (А.Ефремов) и "пострадавшего" (О.Падалко). Отделение, проводившее работы, составляло часть спасательного отряда семинара. Цель проведения работ являлась отработка учебной темы: "Транспортировка пострадавшего из вертикальной полости."

Объектом работ являлась ш.Заблудших, транспортировку пострадавшего осуществляли с глубины 100м.(площадка перед щелью, ведущей к 35м. колодцу.)

Предполагалось осуществить транспортировку пострадавшего на самодельных деревянных носилках при помощи полиспастных систем, навешенных на вертикальных колодцах. При первоначальной разработке плана работ, не предполагалось использовать телефонную связь между участниками, поскольку при малой и средней воде колодцы ш.Заблудших хорошо прокрикиваются. Несмотря на то, что начало спуска в шахту совпало с началом сильного дождя и условия работы в шахте усложнились, первоначальный план не был изменен, что являлось ошибкой в первую очередь начальника семинара О.Падалко и инструктора отделения А.Ефремова. и в последующем повлекло за собой ряд серьезных осложнений в проведении работ.

Спуск в полость занял около 1,5 часов и проходил в условиях постоянно увеличивающегося поступления воды.

1.Подготовка пострадавшего к транспортировке

Экипировка пострадавшего: две пары шерстяных носок, две пары шерстяного белья, гидрокостюм типа "Тегур", резиновые сапоги, каска, комбинезон из лавсановой ткани. На пострадавшем была свободно завязаная грудная обвязка, которая не была снята перед укладкой на носилки. Пострадавший был помещен в ватный спальный мешок, завернут в несколько слоев полиэтилена и вместе с этой упаковкой закреплен на носилках при помощи основной веревки.

Через 10 минут после закрепления на носилках, пострадавший ощутил существенные затруднения в дыхании. В связи с этим в полиэтиленовой пленке, самим пострадавшим, и его сопровождающим (Р.Асбаув) было проделано отверстие, после чего условия для дыхания стали относительно нормальными.

После упаковки в полиэтилен, зрительная связь пострадавшего с окружающими отсутствовала и у пострадавшего появилось тягостное ощущение полной изолированности от внешней среды, несмотря на то, что голосовая связь с окружающими сохранилась.

Через 30 минут после укладки на носилки у пострадавшего появилась и не проходила до конца работ крупная общая дрожь, по видимому нервного происхождения, поскольку субъективно отсутствовало чувство холода.

Через час после укладки у пострадавшего появилось чувство сдавленности грудной клетки обвязкой, которая была снята им при помощи сопровождающего.

Через 1,5 часа у пострадавшего почти мгновенно появилась непреодолимая потребность в малом естественном отправлении. В виду того, что открепление от носилок, снятие гидрокостюма и вторичная упаковка привели бы к прекращению работ, отправление было произведено внутрь гидрокостюма.

2. Подъем пострадавшего

Подъем пострадавшего был начат через 1,5 часа после его укладки и закрепления на носилках. Полиспастная система была навешена так, что носилки сразу же оказались во первых - в потоке воды шедшей сверху, во вторых прижатыми к стене.

Носилки удалось поднять на высоту не более двух метров, после чего подъем прекратился, т.к. усилия на полиспасте оказалось недостаточно для преодоления силы трения носилок о стену. Вода немедленно начала проникать под полиэтилен и внутрь спального мешка, где ее уровень дошел до груди пострадавшего. Состояние пострадавшегорезко ухудшилось. Появился озноб, при дыхании захватывалась вода. О своем состоянии пострадавший доложил сопровождающему и дал команду опустить носилки.

Сопровождающий дал команду на полиспаст, однако она не была там принята из-за сильного шума воды. После многократного повторения голосовых неразборчивых команд с низу на промежуточный уступ спустился И.Новиков (Свердловск). Положение пострадавшего к этому времени стало критическим и было принято решение перерезать основную веревку, однако ни у сопровождающего Р.Асбаува ни у И.Новикова не оказалось ножа. И.Новиков нашел единственное в этой ситуации правильное решение, перебив веревку камнем. Носилки упали в лужу на дне колодца(!), при этом пострадавший располагался лицом вниз и хлебнул порцию воды.

Сопровождающий Р.Асбаув вытащил носилки из лужи, отвязал пострадавшего от носилок, снял полиэтилен, согревая пострадавшего своим телом.

Через 30 минут после падения носилок, на дно колодца спустился А.Ефремов. К этому моменту у пострадавшего появилась сонливость, что было воспринято им как сигнал к действию. Пострадавний при помощи окружающих подготовился к подъему на самохватах и при усиленном подтягивании вышел на верх колодца.

Два следующих колодца - пострадавший выходил так же с подтягиванием, после чего его состояние пришло в норму.

3. Выводы и рекомендации

1. Существующая техника упаковки и герметизации пострадавшего на носилках не обеспечивают его жизнеобеспечения при попадании носилок в поток воды.

2. Требуется разработка такой системы упаковки, которая одновременно обеспечивала бы возможность закрепления на пострадавшем страховочной веревки, герметизацию пострадавшего по отношению к воде, свободный доступ воздуха к органам дыхания пострадавшего.

3. Необходим ПОСТОЯННЫЙ контроль со стороны врача за состоянием пострадавшего: как минимум - визуальный (через прозрачное окно в упаковке; оптимально при помощи датчиков пульса, температуры, давления, закрепленных на пострадавшем, а также при помощи телефонной связи. Требует решения вопрос: может ли один человек совмещать функции врача и технического сопровождающего.

4. Необходимо отработать практику применения электрообогреваемых костюмов для предотвращения переохлаждения пострадавшего.

5. Гидрокостюмы должны быть снабжены устройствами для приема естественных отправлений.

6. Организация телефонной связи всех участников друг с другом при организации даже простейших, в том числе учебных, спасательных работ является обязательной.

7. Необходимо немедленно приступить к планомерной отработке спасательных операций во всех интенсивно посещаемых полостях страны, в первую очередь на хребте Алек.

Учебная проработка спасательной операции в полостях должна заканчиваться подробнейшим отчетом с временными графиками, схемами, описаниями навесок и технических приемов, применявшихся при транспортировке пострадавшего в узостях, на вертикальных колодцах и других сложных участках, отчетом врача о динамике состояния "пострадавшего", выводами и рекомендациями.

Отчеты о спасательных работах должны составить специальный фонд, обязательные экземпляры которого должны храниться в ЦС по туризму и в крупнейших областных секциях.