As1999/07/08/01
СПИСОК №11
Дата происшествия:
Время происшествия:
Карстовый район:
Место происшествия:
Cведения о составе группы:
Руководитель:
Пострадавший:
Обстоятельства происшествия:
Непосредственная причина происшествия:
Действия группы:
Действия спасотряда:
Диагноз:
08.07.1999г. 53км. шоссе Пермь-Березники. Группа детской спелео экспедици “Дивья-99”. 30 человек. Рук. Попова Н.В. пожар моторного отсека автобуса ЛАЗ из за короткого замыкания в электропроводке. Без последствий.
Автобус петляет по улочкам города, вытянувшимся вдоль Камы и горнозаводской ветки ж-д., с видимой натугой, как больной человек, который тащит обычный, для здорового, груз обливаясь потом, задыхаясь и кашляя. Гоню мысль, что все время зудит надоедливым гнусом: “Что-то давно мы без поломок на автобусах разъезжаем. По закону распределения подлости как бы чего не случилось.”
***
Ну вот, накаркал. Едва перебравшись через Чусовской мост, трудно вскарабкались по пологому склону на ровное место, мотор кашлянув, для порядку, раз двадцать – заглох окончательно. Водила прижимает автобус к обочине и не торопясь лезет ему в “кишки”. Не торопясь и я бреду к лесочку, по своим делам. Не торопясь возвращаюсь к машине. Не торопясь предлагаю водиле свою помощь. Не торопясь возвращаюсь к двери, где кучкуются женщины, сразу же приступившие к выяснению у меня вопроса о том, - а стоит ли заголяться с целью принятия загара? Я полагаю, что не стоит, так как обещано через четверть часа продолжить движение в северном направлении.
Трогаемся минут через тридцать пять. (“Пришлось переставлять бобину, так как провода были в натяг, и от тряски выпадали из трамблера.” объясняет водила). Следующие десять минут движемся не очень уверенно но ровно: мотор с трудом вытягивает даже некрутые подъемы. Проезжаем Полазну и уже на выезде из города, едва оставив справа церковь, на подъеме глохнем второй раз. Поскольку последние полчаса тревожное чувство во мне только усиливается, то успеваю выскочить из салона, найти два подходящих камня и засунуть их под колеса, пока водила жмет на тормоза (ручник, ясно дело, машину на склоне не держит). С третей или четвертой попытки мотор схватывает и нехотя тащит нашу развалюху дальше в гору. В кабину заскакиваю на ходу.
Некоторое время (отъехали километров на десять) движемся довольно спокойно. Потом на задворках нашей колымаги возникает суета и чей то голос требует остановиться - сильно пахнет паленым.
Машина сворачивает к обочине и довольно резко тормозит.
Мимо меня, под крышей салона автобуса, прокатывается нечто серое, мохнатое. Ударившись в лобовое стекло “это” превращается в банальнейший клуб дыма. - “Горим!” кричат одновременно несколько голосов. Оглядываюсь. В салоне огня нет. Тянутся из-за груды рюкзаков тоненькие струйки дыма. Протискиваюсь на выход, выглядываю из двери. Ага! Кажется действительно горим. Корма автобуса окутана сизыми клубами. Из воздухозаборника моторного отсека, весёлыми четренятами, нечаянно вырвавшимися на волю, скачут завораживающе-оранжевые языки огня. Дюжина шагов бегом вдоль борта. Водитель уже здесь, открывает люк… С ликующим ревом из отсека на волю вырывается пламя. А как же, свежего кислородика на растопку подкинули. Успеваю разглядеть, что эпицентр “огневого веселья” внизу у правого борта Падает крышка люка. Занавес опускается... Дюжина шагов к кабине. Где то у входа закреплен огнетушитель. Выдергиваю красный баллон из гнезда. Глухо рвется удерживающая его проволока. Дюжина шагов обратно. На ходу отлепляю куски черной изоленты прижимающей ручку. Рву… Обломки ее вываливаются на земь. Изолента, оказывается, скрепляла их в единое целое придавая вполне исправный вид. Ошметками пластмассы оставшимися в руках еще пытаюсь подцепить скобу, что в глубине крышки, а ноги отсчитывают очередную дюжину шагов к кабине – где в проходе, помнится, стоит дюралевая десятилитровая канистра с питьевой водой. На ходу откручиваю пробку, сую ее кому-то в руки. Народ начинает понемногу (“не создавая паники”) освобождать салон. Все, я на исходной позиции. Водила уже в верхонках. Командую –“Давай!” Люк открывается и я плещу из горловины в середину багрового цветка навстречу взметнувшимся хищным его лепесткам. Раз… Другой... Третий… “На тебе! Охолонь малость”. Руки больше не терпят жара, и повинуясь моей команде крышка занимает исходное положение. Будто в отместку, на скругленной поверхности воздухозаборника быстро расползается коричневое пятно, мгновенно чернеет, и взрывается порослью оранжевых лепестков. Горит краска. Полное ощущение, что огонь пророс сквозь металл. Пару порций воды на пятно “Ага! Не нравится! Шипишь. Ну что ж, продолжим водные процедуры”. Крышка в верх, и пока жар терпят руки, плещу и плещу в нутро, а в качестве променада - на борт. Внутрь… На борт… Еще раз… И еще. Огонь распадается на несколько частей, и воевать с ними становится значительно проще…
Ну вот вроде и все. Клубы пара. Шипение, тонкие завиточки дыма. Оглядываюсь. Ого! Оказывается прибыло подкрепление. Сзади стоит три легковушки, их хозяева с красными баллонами наперевес готовы сменить уставших бойцов, а через дорогу, от тормознувшего “Запорожца” спешит симпатичный дедуля с баллончиком миниатюрного огнетушителя в протянутой руке: “Ребята, вам не надо?” Устало улыбаюсь. “Спасибо мужики, Вроде справились сами” (с чего вдруг устал, по внутренним часам не прошло и минуты.) Потом еще с пол часа караулим случайны и неслучайные дымки, плёская для острастки остатками воды в подозрительные места.
Теперь можно осмотреться. Стоим в 10 метрах за километровым столбом шоссе Пермь – Березники, 53 километр едва проехали.