AS.1986.02.00.00
As1986/02/00/01
Список №8
Дата происшествия: февраль 1986г.
Время происшествия: четверо суток
Карстовый район: Южный Урал
Место происшествия: п.Сумган-Кутук
Cведения о составе группы: незарегистрированная московская спелеогруппа
Руководитель: нет данных
Пострадавший: нет данных
Обстоятельства происшествия: со слов пострадавших: Экспедиция завершала работу в верхнем сифоне подземной реки Сумгана, когда в пропасти спустилась двойка спасателей КСО города Салавата. Гонцы передали Войдакову письменное указание начальника спасателей немедленно закончить работы и покинуть пропасть.
Непосредственная причина происшествия: пострадавшие, подойдя ко дну входного колодца пропасти, не обнаружили своих, навешенных в нем, веревок и пережили четверо суток заточения на дне входного 70-метрового колодца.
Действия группы: перетащили все снаряжение под входной колодец, поставили палатку и стали считать запасы наличного освещения, горючего и продуктов, собрали все, какие могли бревна, спущенные в пропасть с целями штурма и благоустройства базовых лагерей. При помощи остатков сжатого воздуха в баллонах аквалангов раздули костер их пропитанных водой дров. Продукты поделили из расчета на две недели ожидания. Потом залезли в спальные мешки и стали ждать. На четвертые сутки в пропасть упали веревки.
Действия спасотряда: нет
Диагноз: без последствий, не считая моральных.
Источник информации: фонд ВИВ - ЦСК; самиздатовская книга Константина Серафимова "Путешествие во мрак."
Собственное мнение составителя: Непонятное происшествие, наделавшее в свое время немало шуму в спелеокругах. Оставим на совести автора эмоции. Существует целая папка с так называемым Делом Салаватской КСС в которой собраны множество докладных, газетных заметок, актов расследования и пр. Которые однако сути дела не проясняют. Можно только предположить, что здесь столкнулись московский гонор и требования КСС. От себя могу сказать: - Зная (и разговаривая со всеми) лично всех фигурантов дела, до сих пор остаюсь в недоумении.(ЕСС)
февраль 1986 года. Сумган- Кутук. Московская спелеогруппа под руководством Евгения Войдакова пережила четверо суток заточения на дне входного 70-метрового колодца пропасти Сумган-Кутук. Экспедиция завершала работу в верхнем сифоне подземной реки Сумгана, когда в пропасти спустилась двойка спасателей КСО башкирского города Салавата, в ведении которых находится район пещеры. Гонцы передали Войдакову письменное указание начальника спасателей немедленно закончить работы и покинуть пропасть. Что значит "немедленно" в условиях проведения развернутых работ в сифоне подземной реки? Масса баллонов из под сжатого воздуха, акваланги, подземный базовый лагерь со всем снаряжением... Чтобы только упаковать все это для подъема с глубины -130 метров на поверхность, понадобится несколько часов. Начальник Салаватского КСО был хорошо знаком с многими участниками этой группы, встречался с ними, накануне выезда группы в экспедицию был предупрежден об этом по телефону, и отлично знал, что команда не занимается спортивным спелеотуризмом и не оформила в МКК туристских маршрутных документов. И вот - требование немедленно подниматься. Посовещавшись, москвичи послали наверх записку, где предупреждали спасателей, что подводные работы практически закончили, и завтра начнут подъем на поверхность. Так и поступили. Каково же было изумление парней, когда, подойдя ко дну входного колодца пропасти, они не обнаружили своих, навешенных в нем, веревок! Это была шоковая ситуация. Увидеть в семидесяти метрах над головой голубое небо, к которому тебе не по чему подняться. Семьдесят метров, и гладкие исполинские стены. Веревок не было. Так начальник "наказал" строптивых друзей - выбрал веревки из входной шахты и попросил пастуха с близлежащей фермы сбросить их в пропасть дней через пять, если раньше ничего не произойдет: "Мол, выбрал веревки, чтоб не заледенели." Парни перетащили все снаряжение под входной колодец, поставили палатку и стали считать запасы наличного освещения, горючего и продуктов. Экспедиция практически завершила работы, поэтому наличные запасы ее оказались весьма скудными. Бензина для примусов практически не было. Батареек для фонариков тоже. На последних тусклых лучиках прошли по ближней лабиринтовой части пропасти, собрали все, какие могли бревна, спущенные в пропасть с целями штурма и благоустройства базовых лагерей. При помощи последних остатков сжатого воздуха в баллонах аквалангов раздули костер их этих пропитанных водой дров. Продукты поделили из расчета на две недели ожидания. Получилось по крохотной пайке на день. Потом залезли в спальные мешки и стали ждать. Ждали четыре дня. На четвертые сутки в пропасть упали веревки. Пастух, поразмыслив о странной просьбе начальника спасателей, заподозрил что-то неестественное, а значит, неладное и решил вернуть навеску в шахту на сутки раньше.Первое, что сделал Войдаков, вцепившись в упавшие с неба веревки, это накрепко привязал их к стволам и глыбам на дне колодца. Чтоб опять не вытащили.
Из самиздатовской книга Константина Серафимова "Путешествие во мрак."