AS.1983.07.19.00
Публикуется по бюллетеню ОНИТСТЦ № 5 Пермь 1997
Авария в Сукуруй - 2
Описание аварии дано в редакции А. Морозова(1984г.)
19-20 июля 1983 года при тренировочном погружении в сифон Сукуруй - 2 погиб Будкин С.
Пещера Сукуруй - 2 находится в Башкирии близ Кутукского урочища и представляет из себя короткий, узкий, наклонный ход, приводящий к входу в сифон протяженностью 120м., неоднократно проходившийся спелеотуристами Башкирии.
Сифон имеет глубину до 8 м., его средняя глубина 5м. Погружения проводятся против течения, видимость в сифоне обычно удовлетворительная, но после прохождения аквалангиста вода взмучивается. Восстанавливается видимость примерно через 15 мин. после прекращения движения.
В средней части имеется узость, не представляющая, однако, существенной трудности. Заканчивается сифон воздушным пузырем, в котором можно спокойно стоять. Обычно перед возвращением, аквалангист здесь пережидает, пока уляжется муть.
Во время прошлых погружений в сифоне был натянут телефонный провод, служащий ходовым концом. За узостью - на ходовом конце имелась "борода" - хаотично сплетенные петли лишней длинны, около 10м.
В группу спелеотуристов, совершающую путешествие, входило 13 человек, в том числе 4 человека, обладающих значительным спелеоопытом (В.Свистунов - руководитель, И.Галайда, С.Будкин, В.Крестин - Москва), а также спелеотуристы из Салавата, в том числе В.Гладкий, имеющий опыт многократного прохождения названного сифона, а также других сифонов. Для погружений использовались трехбалонные аппараты, представляющие комбинацию акваланга АВМ-1мс одним баллоном от акваланга Украина. Контроль давления в баллонах показывал, что применительно к конкретным условиям погружения запаса воздуха должно хватить на 61 минуту. Однако, по опыту прошлых погружений, было известно, что С.Будкин в среднем потребляет воздуха примерно на 30% больше среднего, так что применительно к нему запас воздуха был достаточен для пребывания воде в течение 48 мин.
План погружения был следующий:
- С.Будкин проныривает сифон в направлении туда за 15 мин, (для его преодоления достаточно 12 мин.). Но поскольку в этом сифоне Будкин никогда не был, время прохождения было увеличено) После этого он пережидает 15 мин. в воздушном пузыре, пока уляжется муть;
- Еще за 15 мин. совершает обратный путь.
- Страхующим остается Е.Войдаков (не имевшего достаточного спелеоподводного опыта).
- Обеспечивающим является И.Галайда.
Был установлен контрольный срок 45 мин., из которых 30 мин. Будкин должен был находиться под водой. По истечении контрольного срока С. Будкин не появился, но подрагивание ходового конца, постепенно усиливающееся, свидетельствовало что он находится на расстоянии не более 40м. от входа.
(Дальше сигнал по ходовому концу просто не проходит.) и приближается. Однако по истечении 46 мин. подрагивание конца прекратилось, Страхующий Е. Войдаков был полностью готов к погружению но в последний момент было принято решение заменить его на В.Гладкого, имеющего большой опыт работы в данном сифоне.
От прекращения подрагивания, до момента принятия решения прошло 3-5 мин.
Ушел Гладкий примерно на 55 мин. Примерно через 2-2,5мин. он вышел из сифона транспортируя С.Будкина, Еще через несколько минут Будкин был доставлен на (земную) поверхность и тотчас же начались реанимационные мероприятия.
Активная реанимация началась через 1 час 05 мин. после ухода Будкина под воду.
Из легких было удалено около 0,5 литра воды. В группе имелись квалифицированные медицинские сестры и кроме того был привлечен, оказавшийся поблизости, врач - реаниматор.
Примерно через 20-30 мин. реанимации, у Будкина появился нитевидный пульс, тело пострадавшего потеплело и порозовело. Примерно через 2 часа восстановились спинномозговые рефлексы. Появилась реакция зрачка на свет. Примерно через 6 часов реанимации, состояние пострадавшего началось резко ухудшаться и еще примерно через час была констатирована смерть.
Из сказанного видно, что:
Гибель Будкина наступила в результате утопления, точные причины которого не могут быть установлены, однако, наиболее вероятный вариант хода аварии может быть представлен с достаточной достоверностью.
Наиболее вероятно, что утопление наступило в результате истощения запаса воздуха. Как указывалось выше, реальный запас воздуха составлял 48 мин.
Время пребывания Будкина под водой оценивалось в 30 мин., однако не исключено, что на самом деле он находился под водой практически все время, т.е. 46 мин., всего на две минуты меньше расчетного времени. Это безусловно меньше величины ошибки расчета. Под водой Будкина могло задержать прохождение "бороды" на ходовом конце. Во взмученной воде продергивание запутавшегося конца через карабин могло занять больше времени (во время погружения в прошлом году В.Гладкий вынужден был просто выстегнуть карабин на ходовом конце, и удерживая его рукой, а затем, найдя продолжение, вновь встегнуть).
К этому нужно добавить, что Будкин имел возможность контролировать запас воздуха лишь в баллонах АВМ-1м (по манометру), никакими средствами определить количество воздуха в баллоне 2 “Украины” он не располагал, поскольку, баллон "Украины" манометром оснащен не был,* а резерв был выключен заранее, часов у него также не было.
Авария могла бы не иметь столь тяжелых последствий, если бы группой не были допущены ошибки в организации страховки и спасательных работ:
- по прекращению подрагивания ходового конца решение идти на помощь было принято не сразу, а через 3-4 мин.
- при истекшем контрольном сроке - в качестве страхующего был поставлен Войдаков Е., не имеющий значительного спелеоподводного опыта. Решение заменить его возможно было правильным, но этого нельзя было делать в последний момент, из-за этого было потеряно еще около 5 мин.
Если бы не эти потерянные 8-9 мин. С.Будкина удалось бы спасти.
Возможен иной механизм аварии; например С.Будкин в конце сифона мог принять решение использовать при возвращении баллон "Украины", когда же воздух в результате задержки у "бороды" в нем кончился, что могло произойти достаточно внезапно, С.Будкин не смог продуть шланг АВМ-1м, не имея достаточного запаса воздуха в легких (на следующий день аппарат Будкина был извлечен из сифона, в "Украине" воздуха не оказалось вовсе, а в АВМ-1м осталось воздуха примерно на три вдоха, но из последнего воздух мог вытечь самопроизвольно, уже после аварии).
Таким образом, несчастному случаю могли способствовать следующие обстоятельства:
1. Контрольный срок был установлен неправильно. Он был рассчитан исходя из максимального или близкого к нему времени пребывания в сифоне. Смысла в этом немного.
2. В качестве страхующего был поставлен участник, не обладающий достаточным спелеоподводным опытом.
3. Решение о выходе на помощь было принято с опозданием на 3-4 минуты.
4. Отсутствие какой-либо контроля запаса воздуха в баллоне "Украины".
5. При планировании погружений необходимо было учесть возможные трудности прохождения запутавшегося участка ходового конца и установить четкие инструкции по действию участника в том случае, если они будут иметь место.
Комментарии составителя по Сукуруй - 2.(1984г) речь идет о разработанных на Всесоюзном семинаре спелеоподводников (Чусовая - 1983гю) Правилах производства погружений п закрытых карстовых водоемах.
Вопросы:
1. Что ждал Страхующий? см. пункт 7.5 публикуемых правил.
2. Почему без часов?
Замечания:
1. Аппарат АВМ-1м. см. пункт 3.7
2. Целесообразно ли было заниматься доставкой тела на земную поверхность вместо того, чтобы немедленно, по извлечении из воды, приступить к оказанию первой мед. помощи.
3. Реальное отсутствие резервного запаса воздуха. Простой расчет 30х1,5х1,3х48:21=133,71428.
Где 30 - средний расход воздуха (в литрах) в минуту;
1,5 - средняя глубина погружения 5м. (я, вообще-то, предпочитаю идти вдоль дна, меньше взмучиваешь весь объем);
1,3 - те самые 30% лишнего расхода воздуха;
21 - три баллона по 7 литров;
48 - максимально расчетное время погружение;
133,71428 -предполагаемое давление в баллонах перед погружением (цифра арифметическая, практическое значение имеет первых две цифры)~130 атм.
А вот здесь начинается не занимательная физика. Давление замеряли на поверхности при температуре около 20 градусов (лето, июль, Башкирия). Вода в источнике Сукуруй имеет температуру +5. Воздух при охлаждении на 1 градус уменьшает объем на 1/271. Расчет произведите сами.
Правильно, несколько больше 120 атм.
Это и есть реальное отсутствие резерва воздуха (из первоисточников известно, что в АВМ-1м было 125 атм., а "Украина" - 110, что еще уменьшает вероятность благополучного исхода.
4. Практика тех лет - использование случившегося набора снаряжения (разговор именно о СЛУЧИВШЕМСЯ НАБОРЕ СНАРЯЖЕНИЯ, поскольку о целенаправленности речь не идет, брали все, что было под рукой. А под рукой были продающиеся во всех "Спорттоварах" - акваланги АВМ-1м).
5. В правилах ничего не говорится о подводных часах - очевидный прокол составителей, насколько я помню, часы и нож были вещами само собой разумеющимися. Иначе под воду просто не отпускали.
В разборе не должно быть сослагательных наклонений.
Думаю, этого хватит.