AS.1982.09.00.01
Дата происшествия: 01.09.1982г.
Время происшествия: около 12.00
Карстовый район: борт самолета
Место происшествия: Авиа рейс Пермь – Адлер.
Cведения о составе группы: пермские слушатели семинаров СИП и ВТП
Руководитель: Евдокимов С.С.(Пермь)
Пострадавший: Лопандин Василий.(Пермь)
Обстоятельства происшествия:
Непосредственная причина происшествия: закорачивание борнов аккумуляторов карабинами.
Действия группы: нет
Действия спасотряда: нет
Диагноз: выход из строя акккумулятооров.
Так эту ситуацию описывает Евдокимов С.С.
На подлете к Адлеру "… ноздрей легко касается о-о-чень знакомый, тревожный запах опасности. Мгновения спустя мозг выдает диагноз - так горит полихлорвиниловая изоляция эдектро проводов, причем горит от нагрева самих проводов! Практически одновременно, у зрения на краю, фиксирую некую суету на расположенном передо мной кресле. Про себя решаю, что очевидно, два эти явления как-то связаны между собой. Мне суетиться нет смысла. Ситуация через пару секунд прояснится сама. Остается только ждать и наблюдать. Отрываюсь от иллюминатора.
"Та-а-ак". - Прикрытый от посторонних взглядов высокой спинкой кресла, квочкой мечется Вася, сидящий впереди меня, периодически отдергивая руки как от чего-то горячего.
"Похоже будто таскает каштаны с жаровни? Хотя откуда у жаровни виниловый запах? Да и как сама жаровня появилась в самолете у Васи?" – меланхолически размышляю я.
Вытянувшееся, и без того не круглое лицо его, выражает немыслимую степень изумления. "Ну как-же: горячие каштаны? В кресле лайнера? На высоте 1500м.?”. Тут у кого хочешь вытянется все, что должно вытягиваться." На мой молчаливый вопрос, он обречённо машет рукой: "А-а. Потом". Одновременно виниловый запах истончается и пропадает вовсе. Очевидно это положительный результат Васиного трепыхания. Оставляю выяснение подробностей до посадки на землю. Спустя минуты полторы, колеса самолета тяжело брякаются о бетон аэродрома.
На земле выясняется, что комплектуя ручную кладь (небольшая такая сумочка из под противогаза) для досмотра, Вася в сумку сунул три шахтерских аккумулятора без крышек (4,5кг) и для полноты веса бросил сверху два десятка Абалаковских карабинов(4кг). Железо МЕХАНИЧЕСКИ соединенное в единую цепь, поверх электродов(?!) аккумуляторов лежало мирно в аэропорту, потом два с лишним часа полета, и замкнуло цепь ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ, только при подлете к Сочам, когда машину тряхнуло на какой то воздушной кочке. Аккумуляторы, как оказалось, были у него очень хорошие, качественные. Если электрическую цепь замкнуть, то по ней начинает течь электроток. Это аксиома. Ток разогревает проводники, по которым течет. Это тоже аксиома. Если ток течет очень сильно, то проводники греются… правильно, очень сильно. В нашем случае настолько сильно, что выплавило все вокруг борнов, разогрело карабины так, что проплавило капрон сумки… Теперь у Васи один вопрос: "Как все исправить?"