AS.1973.08.00.02
Дата происшествия: июль. 1973г.
Время происшествия: нет данных
Карстовый район: Зап.Кавказ.Бзыбский хр. п.Снежная.
Место происшествия: Входной колодец п.Снежная.
Cведения о составе группы: нет данных
Руководитель: Зверев Михаил
Пострадавший: Муранов Александр Васильевич, Москва, МГУ.
Обстоятельства происшествия: Пострадавший пошёл с корреспондентом газеты "Комсомольская Правда" к входному колодцу, с целью по позировать, для фотосъемки. Веревка лежащая у входа не была закреплена коренным концом, лежала свободно. Встегнувшись в веревку ФСУ и "нагрузив" ее пострадавший упал в низ на ледово-снежный конус.
Непосредственная причина происшествия: не закреплен конец рапельной веревки.
Действия группы: спустились к пострадавшему, организовали подъем на поверхность, спуск до базового лагеря. Вызвали вертолет.
Действия спасотряда: нет
Диагноз: неизвестен
Источник информации: "Комсомольская правда", 2 и 3 августа 1973 г.см.ниже.
Комсомольская правда, 2 и 3 августа 1973 г.
СПЕЛЕОЛОГИ
Репин
… Потом Саша Муранов повел нас к пещере - надо же было на нее хотя бы посмотреть.
Муранов надел каску с прожектором, обвязался веревкой и перелез через край. Я опустил голову, чтобы поставить на аппарате нужную выдержку, а, когда вновь посмотрел на Муранова, его уже не было. Только с огромной скоростью раскрутилась на земле веревка. Через несколько жутких мгновений снизу раздался глухой удар- Я не мог поверить в то, что случилось, стал звать Сашу, но было тихо. Тридцать пять метров до дна- Срываясь и падая, я бежал в лагерь за помощью, все время непрерывно кричал, но горы и дождь заглушали мой голос - это я смог понять только потом.
И снова -- вверх к Снежной, в полном молчании, потому что все .думали в эти минуты лишь об одном: что там с Сашей...
Первый в пропасть спустился Женя Цыбиков. Он обвязался веревкой и, быстро перебирая ногами и отталкиваясь, от вертикальной стены с ловкостью опытного скалолаза скрылся внизу. Тут же за ним пошел Женя Кудрявцев, потом Миша Загидулин. Кто-то из них крикнул с самого низа: "Жив". Трудно было поверить, что, упав с такой высоты, человек может остаться живым- Но большинство спелеологов вело себя так, как будто и не сомневались, что может быть что-то иное-
Около двух часов мы поднимали их - всех четверых. Четыре веревки, каждую тянули шесть человек. Дождь не утихал ни на минуту, взмокшие веревки, обмазанные землей, вырывались, выскальзывали из рук, то и дело их заклинивало в камнях, и тогда приходилось их плавко и легко выдавать. А в это время Виталий Шиманов и вместе с ним еще кто-то спешно мастерили носилки, Муся Григорян и Галя Ивутина под нависшей скалой готовили медикаменты, грели воду. И все молчали.
Мы долго и осторожно несли его по горным склонам, по которым и без носилок идти было трудно. Часто мы падали, иногда сразу по двое, но носилки ухитрялись нести без толчков -- плавно и бережно. А в лагере, оценив обстановку, трезво понимая, что медицинской помощи ждать неоткуда, кроме как из селения, Михаил Зверев, начальник экспедиции сказал: "Надо идти вниз за врачом. Кто пойдет?" Женя Кудрявцев и Женя Цыбиков, и еще другие ребята вызвались бежать вниз за врачом. Они устали так, что в иной ситуации, наверное, без сил лежали бы, но теперь ни единой секунды не сомневались и не колебались.