МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Еще при анализе аварийных ситуаций за 1970-1985 годы было отмечено, что количество их распределяется на глубинном графике прохождения полости неравномерно. Наибольшее их число приходится на первую половину спуска и вторую половину подъема из пещеры.

На верхнем рисунке представлена упрощенная диаграмма передвижения в пещере..

На графике внизу страницы представлено распределение причин возникновения АС в зависимости от участка маршрута.

Представляется разумным следующее разделение по месту возникновения АС: на подходах, в начале спелеомаршрута, в середине спелеомаршрута. в конце спелеомаршрута

При этом условимся считать началом спелеомаршрута передвижение «туда» на 50% длины (глубины) пещеры. Движение по этому же участку обратно, будем считать концом маршрута. Осознавая видимую спорность такого деления, примем ее для пещер «однозаходных», т.е. проходимых без организации базовых лагерей.

В свое время, было высказано мнение.(Усиков Д. 1984г.), что при нисхождении на большие глубины вероятность возникновения АС уменьшается до 0. Но действительность опровергла это предположение.

Известен случай полностью опровергающий этот посыл, и почти дословно повторяющий фабулу известной спелеострашилки (во всем, к счастью кроме финала):

 Как-то в пещеру пошли два туриста,

взяли с собою бензина канистру,

но поступили они с нею глупо:

в базе нашли два обугленных трупа[1].

 Базовый лагерь на дне шахты Киевская (1000м.) Четверка уральских спелеологов (представители Оренбурга, Свердловска, Магнитогорска) {случай 144} уютно устроилась в палатке, где по домашнему шипит примус, горит свеча. Что-то с примусом не заладилось и Ф. начинает откручивать насос. Остальные пытаются воспрепятствовать дурному делу. Не успевают. Из примуса вырывается струя паров бензина(Б-70), Горит струя (воспламенившись от открытого пламени свечи), горит палатка, горят сидящие в ней. К счастью для пострадавших, в ответвлении на 700м. Работает группа (Свердловск-Пермь. рук. Валуйский Сергей.). Узнав о аварии на дно командируется Родионов Владимир (Пермь). Который оказывает первую медицинскую помощь, служит нянькой потерпевшим до выхода на поверхность и, который же, используя метод «кнута и пряника», выводит Аварийную группу из пещеры.

Попытка построить график зависимости количества ЧС от глубины нисхождения выглядят некоректно, в виду явно большего количества неглубоких нисхождений.

Рассматривая конкретные условия возникновения аварийных ситуаций в соответствии с принятым делением по месту легко приходим к выводу, что высокий процент аварий в начале спелеомаршрута вполне удовлетворительно объясняется:

- недостаточной адаптацией личности к специфическим условиям пещеры;

- бравадой, пренебрежением опасностью у достаточно опытных спелеотуристов;

- слабой общей подготовкой состава группы, что, разумеется, сказывается при преодолении первых же естественных препятствий.

Пещеры как бы отсеивают спелеологов по подготовленности.

 Большая группа школьников (около 30 чел) под руководством молодого преподавателя отправилась на экскурсию в Кизеловскую пещеру, где благополучно заблудилась в полусотне метров от входа {случай 5}. Собственно они не заблудились, просто два школьника отстали от группы  и не обнаружив в предполагаемом месте "своих" решили, что остальных засыпало в боковом проходе (т.н. второй этаж). Выбравшись на поверхность, пацаны попросили у дедушки живущего через дорогу веревку и лопату, "откапывать ребят". В результате по тревоге были подняты милиция с собакой и горноспасатели, довольно быстро обнаружившие пропажу.

При спуске в Обвальный зал пещеры Заблудших (колодец 10м) совершил неуправляемый спуск Желудков Александр, в результате получивший травму голеностопного сустава {случай 46}. Этот случай, как в капле воды отразил механизм возникновения аварийной ситуации с опытными спелеотуристами:

- значительный стаж, большой личный опыт (8 лет, 4б к.с.);

- привычка к определенному типу ФСУ;

- пренебрежение установкой на данный выход (вместо жестко оговариваемого БСУ - шайба);

- привыкание к опасности - простой 10-метровы колодец после серии 20-40-метровых колодцев;

- небрежное выполнение технического приема (веревка заправлена «не под ту руку»), попытка сменить руку в движении приводит к потере веревки вообще (бравада? Мол, мы все могем?).

Таким образом естественный отбор в начале пути отсеивает основные погрешности в тактической, технической и психологической подготовки, что хорошо иллюстрируется графиком (рис. 2), имеющим ярко выраженные пики: нарушения ТБ, тактико-техническая неграмотность, небрежность в действиях.

Предположительно в этот период существенную роль может иметь адаптация организма к необычным условиям среды. Автор располагает только личными наблюдениями на этот счет:

- время адаптации зрения к низким условиям освещенности 1,5-2 часа;

- необходимость некоторого времени для врабатывания в ритм движения и т.п. где большую роль играет и личная тренированность участника.

При движении в середине маршрута резко сокращается общее число возникающих аварийных ситуаций, более, чем в два раза. Несколько меняются и их причины. Первенство остается за нарушениями ТБ, на второе место выходит незнание объекта (пещеры) и небрежность в работе, на третьем месте стоит использование неисправного снаряжения и отсутствие страховки.

В конце маршрута нарушения ТБ по прежнему держат первое место среди причин возникновения аварийных ситуаций. Необходимо при этом отметить сокращение их общего числа {случаи 34, 14, 15 соответственно}

Несколько возрастает число случаев, вызванных использованием неисправного снаряжения. Причина здесь очевидна - малый ресурс снаряжения. Необходимо учитывать и то, что на всех участках спелеомаршрута эта причина имеет примерно равную абсолютную величину (3-2-2).



[1] Страшилки Авторы А.Ледовских (Медун) и  А.Грачев (Грач). Киев, 1991самиздат