ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Общий, примерный, алгоритм действий в аварийных ситуациях достаточно прост и практически одинаков, как для группы в которой возникла АС, та и для спас-отряда работающего по данному случаю и примерно может выглядеть так:
|
Для спас-отряда |
Для участников АС |
1 |
Возникновение АС |
Возникновение АС |
2 |
Получение сообщения о АС |
Предотвращение паники |
3 |
Первичная оценка ситуации |
Первичная оценка ситуации |
4 |
Выбор первичной тактики действия |
Выбор первичной тактики действия |
5 |
Постановка задачи передовому отряду |
Выполнение Спас-работ оказание первой помощи. |
6 |
Подготовка второго эшелона |
Отправка сообщения о ЧС |
7 |
Сбор дополнительной информации |
Сбор дополнительной информации |
8 |
Коррекция задачи |
Коррекция задачи. |
9 |
Постановка задачи второму эшелону |
|
10 |
Выполнение Спас-работ |
|
11 |
Завершение Спас-работ |
Завершение Спас-работ |
12 |
Документирование АС |
Документирование АС |
Здесь необходимо учитывать, что ряд пунктов выполняется одновременно и постоянно в обоих случаях. Например: сбор дополнительной информации и коррекция задачи спас - работ происходит постоянно на протяжении всего периода работ.
Имеются и различия. Так представляется чрезвычайно важным не допустить возникновения паники в первые мгновения возникновения АС Впрочем, как показывает практика, этот вопрос приходится держать под контролем постоянно, так как психологические срывы возможны и по истечению значительного времени после возникновения АС.
Во всех случаях необходимо создать максимум условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего, а затем транспортировать его на поверхность[1];
-при наличии спасательного отряда лучше всего отстранить от участия в спасательных работах членов группы, попавшей в аварию (как правило все они находятся в стрессовом состоянии);
-во избежание новых аварийных ситуаций не следует привлекать к спасательным работам уставших спелеологов;
После принятия решения о транспортировке необходимо продумать и составить тактический план предстоящих работ. Особое внимание при проведении спасательных работ нужно уделять четкой связи.
Выбор средств транспортировки определяется состояние пострадавшего.
После проработки тактического плана начинается подготовка маршрута транспортировки.
Все мероприятия должны обеспечить минимальный срок транспортировки, а также создать максимально возможные удобства.
После выноса пострадавшего на поверхность его необходимо как можно скорей доставить в медицинское учреждение
Представляет интерес поведение членов группы попавшей в АС. Во многом это зависит от психологии ее членов.
В уже упоминавшемся выше случае «самосожжения» {случай 145} на дне шахты Киевская, интересно то, что все четыре человека действовали совершенно различным образом:
Ф. – не видел опасности в совершаемом действии – он пострадал больше всех,
Д. – предвидел все и успел завернуться в спальный мешок, разумно предположив, что капрон палатки сгорит быстро и тогда можно будет действовать по обстоятельствам. Он практически не пострадал,
К. – Прыгнул сквозь огонь в воду озера, собрав на себя горящий капрон палатки, получил вторые по тяжести ожоги,
Ж. – Увидев опасность, прикрыл лицо, и вышел, когда палатка догорела, получив минимальные повреждения.
А вот еще один пример действия в реальной Чрезвычайной ситуации:
14 сентября 1981 года команда туристов Пермского ОСТЗ ехала в автобусе с I Всесоюзного слета туристов, проходившего на турбазе Дзинага, что в Северной Осетии {случай 61}. Шел моросящий дождь. Автобус вел водитель, изрядно приложившийся к бутылке у «святого места». В быстро густеющих сумерках, на скорости около 80 км/час, автобус не вписывается в поворот и опрокидывается с мостика в речку. Последствия можно ожидать самые роковые, но через секунду раздаются четкие команды и все действуют, подчиняясь им. Четверо из переполненного автобуса попали в больницу с мелкими травмами.
По свидетельству очевидца - пострадавшего: «Я сидел справа у окна на последнем ряду, вместе со всей нашей спелео командой. Смеркалось. Саша Вотинов играл на гитаре, а мы пели:
«Мы с тобой давно уже не те,
и не живем делами грешными...».
За окном моросил дождь, мелькали мокрые придорожные деревья, скорость была километров 80. Лениво шевельнулась мысль: «можно было бы ехать поосторожней». На словах:
«Море ждет, а мы совсем не там.
Такую жизнь пошлем мы к лешему.
- Боцман! – Я! Ты будешь капитан…»
автобус стал вписываться в левый поворот. Появилась речка с мостом через нее…
Возникла какая то несообразность в траекториях движения рамки автобусного окна, обрамленного этим окном сумеречного предгорного пейзажа, мокро-серого полотна дороги. Мгновением позже, понял: "-мы резво скользим боком." - Мелькнул невысокий борт-бордюр моста…
Как головой меня приложило к стеклу - не знаю.
…Мир для меня перестал существовать
…Из черноты я выныривал в воду.
Она окружала меня со всех сторон, забивалась в ноздри, уши, рот. Инстинктивно перекрывая ей доступ в свой организм, я изо всех сил рванул наверх, моля бога, чтоб вода не заполнила автобус полностью, так как осознавал, что в воде стекло мне будет не разбить. Сверху валилось что то живое и мягкое. Еще одна мысль билась параллельно: «Нельзя допустить паники.» Ощутив вдруг под ногами опору, резко выпростался во весь рост и почувствовав воздух заорал: «Без паники!!! Все наверх!» Протер глаза. Осмотрелся. Стою по колено в воде, у моих ног торчит две головы художников нашей пермской делегации: Ахилла и Нади, до того мило ворковавших в креслах передо мной. Каким то неведомым образом их зажало между спинок. Автобус лежит на правом боку, в салоне – полумрак и тихо плещется вода… Через секунду все приходит в движение. По голосам понятно, все возбужденны, но паники нет. Перед глазами болтаются чьи-то ноги. Поднимаю голову - ухватившись за спинки кресел, ставших левой стеной, висит наша Люда Юркова.
Спрашиваю: -"Ты что здесь делаешь?" -"Так сказали же всем наверх". - дисциплинировано отвечает она.
Кто то выбивает ногами намертво заклиненный люк. А на истерический женский вопрос: «Где мы?», - следует веское, но уже не без юмора: «В луже».К счастью для нас всех автобус упал с мостка в неглубокую лужу.
[1] Периодически высказывается серьезно обоснованное мнение, что в сложных медицинских случаях, целесообразнее(по медицинским показаниям) организовывать стационарное лечение пострадавшего в условиях ПБЛ, а саму транспортировку на поверхность осуществлять по достижении пострадавшим удовлетворительных физических кондиций, однако мне такие случаи к счастью не известны.