Описание бывших аварий и широкое, правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращению аварий, или, по крайней мере, способствовать устранению повторения аварий уже бывших ранее.
Академик А.Н. Крылов.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
"Вынесенное в эпиграф утверждение известного кораблестроителя в наше время, кажется, не имеет противников."
Этой оптимистической фразой начинался "Анализ аварийных ситуаций в спелеотуризме (на примере Пермских секций) за 1970-1985гг.." подготовленный автором в 84-85 годах. Годы и приобретенный опыт позволили несколько по иному расставить акценты.
В 60 годы (теперь уже двадцатого столетия) Центральная спелеосекция, рассылала ежеквартальные бюллетени о деятельности ЦСС[1], где среди текущей информации, в частности (очевидно, сознавая справедливость слов великого кораблестроителя) помещались подробные описания Аварийных Ситуаций (попавших в поле зрения ЦСС) произошедшими со спелеологами СССР. Оговорка не случайна, так как попадали в их число случаи из ряда вон выходящие, скрыть которые, на местах не удавалось. А сокрытие АС было широко распространено, т.к. разборы их заканчивались мерами дисциплинарного порядка, включающие в 99 случаях из 100, дисквалификации различных уровней, вплоть до «пожизненного запрета заниматься спелеотуризмом». Составить реальную картину состояния аварийности на этом одностороннем и куцем материале было невозможно. Да еще по решению чиновников, в самом начале 70х, данные эти попали в разряд секретных (так как у советских спелеологов аварий быть не могло).
Тем не менее большинство этих АС (25 случаев), было кратко описано в методичке выпущенной в 1977 году ЦРИБ «Турист»[2] [5].
Череда проведенных Матчей городов Урала по спелеотехнике (5-7 матчи), поставила вопросы внутреннего содержания соревнований (1984 год). Так как соревнования, являясь кроме всего прочего инструментом контроля уровня подготовки спелеологов, должны достаточно чутко реагировать на возникающие "узкие места" в подготовке спелеологов (повторения АС в нашем случае служат индикатором таких мест) нуждаясь в периодической "настройке". Параметры ее мог дать, в том числе, и анализ аварийных ситуаций, который мог подсказать, на чем акцентировать внимание, в каком направлении развивать наши Матчи.
Чтобы провести такой анализ в первую очередь потребовалось определиться с порядком сбора информации (о каких случаях, сколь подробно и пр.). так как уже тогда отчетливо представлялось, что «список Илюхина» лишь верхушка айсберга
К этому времени было известно априори (анализ отдельных происшествий показал), что аварийные ситуации не возникают сами по себе (взяло вот и само загорелось, испортилось, сломалось). Всегда большому ЧэПэ. предшествует череда мелких неурядиц и несогласованностей.
К великому сожалению, тот же опыт показывает, что опыт не учит ничему. Несмотря ни на что: на предупреждения, анализы предыдущих случаев и пр. и т.д. и т.п., повторяются одни и те же посылы и предпосылки в сходных ситуациях. Причина этого лежит вероятно в психологии человека.
Личный опрос "клиентов"[3] выяснил, что в большей части (около 60% опрошенных) АС пострадавшие представляют возможные последствия; но примеряя на себя сходные ситуации - полагают, что они-то точно действовать будут лучше, точнее, сильнее, умнее предшественников (в полном соответствии с бессмертной формулой Черномырдина[4] - хотели как лучше, а получилось как всегда). Мне кажется, что не будь этого свойства человеческой психики, то все жулики, лотереи, фонды давно бы ушли в небытие а этот скромный труд просто бы не появился на свет.
Поэтому последовательным было решение собирать любые происшествия случившиеся при проведении спелелогических мероприятий, даже не повлекшие каких-либо последствий (Сходная методика применяется в авиации где анализируются не только сами летные происшествия но и предпосылки к ним, примером которых может служить любое неправильное действие при подготовке самолета к полету, обнаруженное при контроле и исправленное еще до старта).
Учитывались происшествия имевшие место:
а) в мероприятиях проводимых пермскими секциями; либо
б) в мероприятиях проводимых не пермскими секциями в пермских пещерах; либо
в) в мероприятиях проводимых не пермскими секциями в любых районах, но при участии пермяков.
Временем проведения спелеологического мероприятия, "по умолчанию", в секции считался временной промежуток, между сбором участников для отправки к месту проведения мероприятия и моментом прибытия последнего участника домой.
В течении 84-86 годов было отобрано методом опроса всего спелеотуристского актива Пермской области более восьмидесяти достоверных ситуаций.
Это оказалось делом непростым. Несмотря на высказываемое общее мнение о полезности подобной работы, сведениями делились крайне неохотно, чаще анонимно, под честное слово автора. Много времени ушло на стыковку разрозненных сведений, уточнение обстоятельств и дат.
Поскольку большинство собранных сведений относились к ситуациям возникших в мероприятиях с участием Пермскими спелеологов, решено было ограничиться этими рамками.
Определенное время занял анализ и обсуждение полученных результатов, и в том числе на 14 Конференции областной комиссии спелеотуризма (1985г.), где содержание работы было одобрено и рекомендовано к изданию.
В той работе содержались некоторые общедоступные рекомендации по снижению аварийности. Были предложены графические задачи на навеску. Все это иллюстрировалось 12 рисунками и 6 таблицами, приводилось описание 84 аварийных ситуаций известных на тот период[5].
Годом позже (1987), появилась сводка Аварийных Ситуаций в советском спелеотуризм, разосланная по каналам ЦС, составленная Киселевым В.Э. и Резваном В. содержащая краткий анализ зафиксированных в сводке происшествий (Список №4). Отбор происшествий был произволен, так - как базировался на: -а) официальной статистике, -б) личных контактах авторов и содержал в основном ЧС с тяжелыми последствиями.
В единственном номере журнала Ассоциации Советских Сплеологов - "Бездна" (1990г.) была опубликована статья "Аварии на маршрутах СРТ. (данные спелеоклуба «Сумган»)" которая подводила итоги пятилетия внедрения СРТ в спелеоклубе. (62 случая за пять лет.). Система отбора происшествий в целом соответствовала нашей.
В последующие годы, в разных спелеологических изданиях ("Свет", "Барьер", и др.) периодически появлялись краткие сообщения о происшествиях под землей, носившие чаще всего информационный характер.
Жизнь не стояла на месте. И увы, аварий стало происходить никак не меньше. Поэтому к моменту выхода Бюллетеня ОНИТСТЦ №3 скопился материал иллюстрирующий состояние аварийности за прошедшие с 1985 года время вылившийся в выпуск Бюллетеня ОНИТСТЦ №8 (1997г. тир. 150 экз.), анализировавшем свыше 50 происшествий случившихся с марта 1986 года.
На Втором Первенстве по спелеотуризму (Красноярск, 1999г.) удалось заполучить подборку Дальне-Восточного Спелеообозрения. Есть в нем материалы по безопасности.[3, 7, 11, 12, 13].
Произошли серьезные изменения в технике и тактике спелеологии. СРТ практически повсеместно вытеснило бывшую привычной технику «Веревка - Веревка» и «Трос – Веревка».
Произошли глобальные изменения и в государственном отношении к авариям и аварийным ситуациям - возникло министерство по чрезвычайным ситуациям, в школах начато преподавание предмета ОБЖ, что означает: Основы безопасности жизнедеятельности. Выпущена целая серия учебников для разных классов(от 1 и до 10)
Цивилизация гордившаяся своими техническими достижениями незаметно взрастила монстра угрожающего жизни её носителей
Государство сменило политическую систему, но по прежнему осталась неприязнь к оглашению подробностей о авариях. И если раньше над головой участников висел дамоклов меч Уголовной ответственности, то ныне превуалирует чувство ложно понятого престижа, боязнь подорвать свой туристский бизнес и прочее.
Безусловно имидж человека не совершающего ошибок, приятно щекочет нервы, создает ореол непогрешимости и пр. Но весь личный опыт, и не только спелео (обычный повседневный опыт), говорит о том, что такого не бывает в принципе, и честно говоря вызывает настороженность (как говаривал в сходной ситуации один из героев Куваевской[6] «Территории» Валька Карзубин: «К такому, лучше не поворачиваться спиной. Такого лучше перед собой иметь, на глазах.»).
Куда ценнее и значительнее представляется способность делать выводы из допущенных ошибок и профессионально исправлять их с минимальными отрицательными последствиями.
Говоря словами известного российского поэта начала 20 века
…И когда свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо.[7]
Для чего собственно и предназначается данная работа, в которой собрано и проанализировано 175 аварийные ситуации имевшие место быть с пермскими спелеологами либо приключившиеся в мероприятиях с участием Пермяков за период с 1970 по январь 2000г.
[1] Центральная спелео секция до 1978г., в дальнейшем ЦКС - центральная комиссия спелеотуризма.
[2] Список №2 ЦСС или"список Илюхина"
[3] "Клиент" - жаргонное обозначение субъекта АС. Сам пострадавший.
[4] Черномырдин - бывший газпромовский министр, с1993-по 98гг. наш Российский премьер. При всем своем косноязычии часто одаривал публику подобными афоризмами.
[5] Попытки публикации не привели к положительному результату, поэтому с появлением новых, компьютерных средств распространения информации пробел этот был восполнен выпуском Бюллетеня N 3 ОНИТСТЦ (Пермь, 1997), содержащий доклад с приложениями.
[6] Куваев Олег Михайлович. Территория. Роман. Издательство «Удмуртия». Ижевск. 1979.
[7] Н.С. Гумилев. "Мои читатели"