Последние новости

    18.04.2019

    В разделе соревнования опубликованы материалы по 12 Чемпионату России по СТ и анонс 13 Чемпионата России по СТ.

    12.04.2019

    Опубликованы материалы по 40, 41, 42 Матчам городов Урала

    28.04.2018

    Опубликована книга Petzl

    21.11.2017

    Опубликовано информационное письмо на 29 съезд АСУ.

    11.10.2017

    В разделе "Спелео" библиотеки сайта АСУ размещена книга Биоспелеологические исследования в России и сопредельных государствах

    19.09.2017

    В библиотеке сайта размещен сборник "Отражение" -  Евгений Стародубов

    15.08.2017

    Проведено обновление сайта. Приносим извинения за возможные неудобства.

    01.08.2017

    В библиотеке сайта АСУ размещены журналы АСУ № 30,31

    11.03.2017

    В учебно - методическом разделе библиотеки сайта размещены следующие материалы:Отчет о семинаре по спасательным работам в пещерах по системе SPELEOSECOURSFRANCAIS; Отчет о семинаре по организации навески по технике SRT; Презентация "Регулировка индивидуального комплекта"; Презентация "Ошибки регулировки индивидуального комплекта".

    14.01.2016

    В библиотеке сайта размещен сборник методических материалов "Общественная охрана пещер" Красноярских спелеологов

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

    Возникновение АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ происходит в основном из-за:

    1.незнания параметров среды пребывания;

    2.незнания возможного изменения параметров физических условий среды пребывания;

    3.выход за пределы адаптационных возможностей организма;

    4.отсутствие опыта поведения в аварийных ситуациях.

    5.ошибки в прогнозировании последствий.

    Уникальный снимок, напрямую относящийся к обсуждаемой теме: Крым. Чатыр-даг. 1977г. Спелеолагерь 2го года Пермского ОСТЭ.{случай 30} Только успели подняться участники на плато, поставить палатки как подначиваемые "москвичом", пермяки затевают игру в "Слона". Сейчас команды поменяются местами, и долговязая фигура, у правого края фотографии, заработает закрытый перелом лодыжки. Спас-работы. Транспортировка на носилках в Симферополь. Две недели больницы, когда друзья в горах. Каждый выбирает себе сам...

    Зам.нач. лагеря (он в центре, с приподнятой ногой) принимает активное участие в том, что сам не должен был допускать (не выполненных работ по благоустройству еще непочатый край).

    Вообще стоит обратить внимание на то, как ведут себя в УТП начинающие и опытные спелеологи. Первые, с резвостью молодых барашков, скачут и резвятся на природе. Движения вторых экономичны и выверены, но не от лени, просто велика цена их усилий для достижения цели и случайность в структуру этой цены обычно не включается.

    Есть правда один подводный камень, с которым приходится сталкиваться в длительных и напряженных экспедициях: это не занятость личного состава. Чаще всего возникает она в завершающей стадии, когда руководитель вынуждено не нагружает работоспособную часть наличного состава, в ожидании большой и тяжелой работы на выброске.

    Поэтому одно из требований к руководителям – планирование равномерной и  постоянной полезной загруженности всех участников, не выглядит излишним и способно предотвратить "шалости".

    Два снимка на этой странице, иллюстрирующих нарушение правила: «Узел на конце рапельной веревки при спуске вяжется всегда», можно сказать, в динамике воспроизводят аварийную ситуацию возникшую из-за разных подходов к организации навески в смешанной группе.

    Ситуация развивалась следующим образом: В пещере п.Мариинская работает совместная пермско-московская команда. {случай 23} На втором спуске навеска рапельной веревки осуществлялась пермяками традиционно – за карстовую перемычку (излишек веревки выбран в верх, свободный ее конец едва касается земли). Член московской команды - «Француз» решает улучшить навеску и по линии падения воды заколачивает шлямбурный крюк, за который пристегивает рапель, не переделывая навески, то есть – поднимает закрепленную рапель (априори полагая, что на дне лежит достаточный запас веревки), вяжет в нужном месте узел и пристегивает к крюку. В результате свободный конец рапели повисает в полутора метрах от пола. Спуск начинает Виктор К.(на снимке слева он позирует фотографу, до дна - 3м), после нескольких остановок для позирования, оказывается на земле, так как рапельная веревка кончилась в полутора метрах от земли, а страховка не успела сработать. Что запечатлено на следующем снимке (фотограф, предвидя итог ситуации, съемку вел непрерывно).

    Не стоит думать, что актуальным этот прием был только при старой технике (ЛВТ, ВВТ, ВТТ), События последних лет показывают, что узел завязанный на конце рапели мог бы предотвратить некоторые из них{случай 168} Пермь. Традиционное место тренировок городского спелеоклуба - старый трамвайный мост. Рук Ба-ва А. Пострадавшая Ов-ва О. Пострадавшая совершила несколько раз спуск и подъем по навеске, в очередной раз, при переходе с карема на рапель, встегнула каталку не в рапель, а в свободный болтающийся конец карема(около 0,8м.), не зафиксировала веревку на спусковом устройстве (каталка без стопера). После выстегивания страховочного уса из карабина карема совершила неуправляемый спуск, закончившийся падением с высоты 4м. Налицо неправильное выполнение технического приема[1] (не зафиксирована веревка при переходе с карема на рапель). Причины усугубивших ситуацию: неверно выполнено укорачивание петли, не завязан страховочный узел на конце веревки, невнимательность пострадавшей, слабая техническая подготовка (каталкой пользовалась в первый раз)..

    Еще одна аварийная ситуация {случай 106} развивалась следующим образом: При организации страховки на колодце в пещере Обвальной, возникали проблемы с пробрасыванием страхующей веревки (она зависает на уступе примерно в шести метрах от верха колодца), которая обычно решалась следующим образом: узел страховочной веревки пристегивался карабином к рапели, по которой страховка опускалась вниз, что позволяло сбрасывать застрявший узел в случае необходимости, чего, организовывавший страховку Паклин, не сделал. В результате ему приходилось каждый раз спускаться на уступ, чтобы сбрасывать вниз страховку.

    Спустившись в очередной раз, он не проверив до конца ли выбрана страховка, перестегнулся на неё с рапели, и освободив рапель, нагрузил страховку. Поскольку у веревки была невыбранная слабина около 2х метров - произошел срыв. Пострадавший отделался легкими ушибами, сам вышел наверх и продолжил работу.

    А вот как описывает возникновение и развитие одной из АС{случаи 122} сама пострадавшая Галина М-ва: -Май 1987 года. хребет Алек. Спелеопутешествие 3 к.с.. ш.Осенняя. рук.Ка-гин.(ПГУ). На дне первого колодца решили пофотографировать в боковом гроте. В грот ведет ступенька высотой метра два. На этой ступеньке, при подъеме я умудрилась вывихнуть себе правую руку. Естественно надо  было выходить из дыры. Попробовала пошевелить рукой, сустав встал на место, но тем не менее пошла на выход. Когда поднялась над дном колодца метров на десять сломался ролик противоотбрасывателя.  Минуты две  я держалась левой рукой за трос пытаясь правой рукой подтянуть самостраховку которая оказалась несколько ниже, чем того требовала техника безопасности. В конце концов зависла вниз головой на тросе. Все это видел Эдик Бе-тов (стоял на дне колодца), но тоже растерялся и стал звать Ку-ва, и По-ва, которые делали навеску на второй колодец. Они прибежали, тоже слегка задумались. Я им предложила подняться и помочь мне вернуться в нормальное положение. По-ов  поднялся, я зацепилась карабином за его беседку и приняла нормальное положение. Подтянула самостраховку, села  на БСУ и спустилась вниз. Потом меня выдергивали на беседке полиспастом. В принципе все окончилось благополучно.

    Ощущения при зависании: сначала растерянность, потом начинает болеть нога, особенно в месте где привязан самохват (коленный верхний), в это время пытаешься дать ценные указания тем кто в низу. Через 6-8 минут становится "все до лампочки". Интересно, что именно в этот момент начинают активно работать спасатели. Видимо потому, что "висю и молчу". И еще: после подъема наверх оказалось, что у пострадавшей (у меня стало быть) полопались вокруг глаз мелкие сосуды. В положении вниз головой была на веревке 10 минут. На другой день нормально работала в пещере  Географичесской.

    Добавить к этому особенно нечего.

     Если Представим наше путешествие как некоторую систему с вполне конечным числом взаимодействующих элементов к которым в равной мере следует отнести не только предметы снаряжения оборудования, ландшафта, но и характеров членов нашей системы, их устремлений

     Хочу обратит внимание на следующее:  появление любого нового (даже просто не обкатанного снаряжения, практического, технического приема и т.п.) вносит в нашу систему неопределенность, некую долю риска поскольку наше путешествие состоит из большого числа

     Одно из определений риска утверждает, что степень риска (Р) определяется соотношением числа случайностей которые данная личность может преодолеть (Сл), к числу случайностей которые могут встретиться личности на данном маршруте(С).

     Р=Сл/С

     Удручать в этом соотношении может то, что знаменатель всегда будет больше числителя и абсолютная его величина не известна, а значит риск всегда будет присутствовать, но вселяет надежду человеческая тяга к познанию, постоянно увеличивающая числитель и пусть не большая, но реальная возможность уменьшить знаменатель.

     Уменьшить степень риска в этом уравнении можно просто уменьшая величину знаменателя, попросту говоря исключая из системы излишние, малознакомые и паче того - неизвестные элементы.

    Неизвестная веревка в пещере, малознакомый участник проводимого мероприятия, новые (только что с полки магазина) ботинки, большое разнообразие используемых группой узлов

     Можно поступить по другому: провести несколько учебных выходов и познакомится и с характером малознакомым человеком, разносить новые ботинки, навесить свою веревку, выучить и использовать десяток проверенных и абсолютно надежных узлов. Заранее изучить район путешествия, его климатические, геологические географические ботанические, зоологические и пр. особенности

     Не мной замечено, но "Лучшее средство защиты от случайностей - не попадать в них". отсюда необходимость постоянно учиться (тренироваться) отрабатывая мыслимые и немыслимые ситуации приобретая драгоценный опыт.

     Не надо думать, что приобретенный опыт есть надежная защита от всякого рода случайностей. Опыт - только щит которым надлежит пользоваться при необходимости. Важно знать и уметь. 0Можно знать, но не уметь

     Если вы не будете ЗАРАНЕЕ ЗНАТЬ, как оказать первую помощь - вы окажетесь беспомощны перед примитивной травмой. Если вы не будете ЗАРАНЕЕ ЗНАТЬ, как действовать в случае какой-то накладки - вы можете оказаться в безвыходной ситуации.

    За 40 веков нынешней цивилизации человечество изобрело свыше 500 узлов. Можно выучить их все только вот в критической ситуации будет некогда разбираться и вспоминать какой это из 500 узлов Необходимо твердо знать и уметь использовать 10-12 узлов

     Вот на взгляд АСУ такие узлы

    При работе с веревкой в пещерах следует использовать следующие основные узлы:

    -для привязывания к опорам: "булинь" и "восьмерка" (одним концом);

    -для карабинов: "восьмерка", "девятка" (для веревок 9 мм и тоньше), "односторонняя восьмерка", "австрийский проводник" и "двойной проводник";

    -для связывания двух веревок: "встречная восьмерка" и "двойной ткацкий" ("грейпвайн");

    -вспомогательные узлы: "встречный", "прямой" и "прусик".

    Этих двенадцати узлов хватит для самой сложной навески и других целей. Полезно знать и другие узлы, но нежелательно применять их для навески, т.к. нестандартные элементы в навеске усложняют ее контроль, прохождение и выемку для других спелеологов.



    [1] - Извечная альтернатива: при удобной петле карема - остающийся свободный конец получается длинным не настолько, чтобы его крепить, в то же время оказывается достаточным, чтобы его принять за спусковой конец.

     Памятные места

     

     

    © VIV-ASU.RU 2009-2017

    Please publish modules in offcanvas position.